Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены
Kiturami Turbo 13R
Самый распространенный и один из лучших жидкотопливных котлов для отопления частного дома в бюджетной ценовой категории. Это дизельная двухконтурная модель, первичный теплообменник – стальной, вторичный (для ГВС) – медный. Расход топлива у модели мощностью 13 кВт – 1,97 кг/час (2,25 л/час), довольно средний, но достаточный показатель. В целом модель характеризуется минимально необходимым набором узлов и минимально необходимой эффективностью работы, за счет чего удается удерживать одну из наиболее низких цен на рынке.
В то же время котел известен своей надежностью и беспроблемностью. Отдельно стоит отметить функционал, за эту цену в базовой комплектации имеется комнатный термостат – крайне полезное устройство, которое влияет не только на комфорт, но и на экономию. Имеются все минимально необходимые защитные системы и автодиагностика. Выпускается в версиях мощностью 13, 17, 21 и 30 кВт.
Ferroli ATLAS 32
Универсальный итальянский котел со сменяемой горелкой (дизель-газ). Известен высокой надежностью, чугунным теплообменником и КПД 94,3%. Пользователи любят отмечать крайне тихую как для жидкотопливного котла работу. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата, но в комплекте с котлом его нет.
Единственный недостаток заключается в отсутствии моделей малой мощности. Выпускается в версиях теплопроизводительностью 32, 47, 62, 78 и 95 кВт
Обратите внимание, что продается он, как правило, без горелки, которую нужно покупать отдельно. Дизтопливо – горелка SUN G, газ – горелка SUN M
ACV N3
Еще одна универсальная модель газ-дизель бельгийского производства. Дизельную горелку здесь также необходимо покупать отдельно, на эту модель можно установить горелки BMR 31, BMV 1FV, BMV 2FV. В отличие от предыдущего Ferroli здесь теплообменник из печной стали, однако на опыте других моделей к даже стальным теплообменникам от ACV никогда не возникало вопросов, как и ко всем котлам в целом. Производитель известен практичностью и абсолютно беспроблемностью котлоагрегатов. Однако и цена соответствующая, на наш взгляд завышенная, если бюджет строго ограничен, эта модель – не лучший выбор.
Имеются защиты от перегрева, отсутствия тяги, низкотемпературной коррозии, есть разъем под внешнее управление, но самого термостата в базовой комплектации нет. Присутствует теплоизоляция корпуса, владельцы отмечают низкий уровень шума горелок.
NORTEC B70 (WB 40)
Отечественная модель, сжигающая отработанное масло. Несмотря на небольшую стоимость как для котлов такого типа, сумма все еще является существенной и окупится лишь при использовании в большом частном доме (от 300-400 м2) с постоянным проживанием, покупка такого оборудования для дачи с временным проживания нерациональна. Помимо отработки способен сжигать мазут, печное топливо и даже сырую нефть. Модель мощностью 40 кВт потребляет до 4 л/час горючего.
С завода котел уже оснащен всеми необходимыми комплектующими топливного узла – насосом для перекачки, одноразовым топливным фильтром и топливозаборником. В оборудовании такого типа используются крайне износостойкие и прочные материалы, не вызывающие вопросы к надежности. В данной модели автоматика оснащена минимально необходимым функционалом: базовым набором систем защиты и возможностью устанавливать температуру в системе. В виду такой простоты с ней также не возникает проблем.
Стоимость: 146 000-175 000 руб.
Особенности эксплуатации дизельной котельной в зимний период
Так как зимой вязкость солярки заметно повышается, то насосу может не хватить мощности, чтобы прокачать горючее через топливопровод. Поэтому, если ёмкость с соляркой установлена на значительном расстоянии от котельной, необходимо предусмотреть дополнительную теплоизоляцию топливопровода. Также при устройстве котельной необходимо помнить, что качество солярки бывает разным и поэтому в систему питания котла требуется включить топливный фильтр.
Установка бака с топливом под землю, сопряжена с большими материальными расходами и требует проведения большого объёма подготовительных земляных работ и квалифицированного монтажа системы питания.
Можно сказать, что дизельное отопление загородного дома – это комплексное решение, состоящее из множества факторов, требующих знаний и опыта. Узнать больше об эксплуатации дизельной котельной можно из ветки форума , а здесь ведётся обсуждение жидкотопливных котлов и горелок.
Подписывайтесь на наш Telegram каналЭксклюзивные посты каждую неделю
Какой запас топлива нужен на сезон
Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.
Упрощенно считается, что:
- 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
- Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
- И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.
Сделаем примерный расчет, от слова пример.
Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?
Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.
Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.
Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.
Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).
Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.
Как рассчитать мощность котла?
А какой мощности выбрать котёл? Чтобы правильно рассчитать мощность котла необходимо учесть несколько параметров:
- Площадь дома;
- Высоту потолков;
- Толщину утеплителя;
- Количество окон.
Но для того чтобы наметить вехи, можно прибегнуть к помощи таблицы:
При высоте потолков до 3 метров мощность котла рассчитывается из соотношения 1кВт на 10м2. Если предполагается установка 2-х контурного котла, который будет обеспечивать дом теплом и горячим водоснабжением, то мощность следует увеличить примерно на 20% от указанной в таблице.
При выборе дизельного котла следует учитывать и такой момент как материал, из которого изготовлен теплообменник котла. Так как дизельное топливо содержит серу, то при его сгорании образуется едкий конденсат, который может привести к образованию очагов коррозии, которые могут со временем разрушить металл. Поэтому опираясь на опыт пользователей FORUMHOUSE можно рекомендовать к использованию котлы с теплообменниками, изготовленными из нержавеющей стали или чугуна.
Обзор моделей от ведущих компаний
Достойную нишу на рынке отопительного оборудования занимают жидкотопливные котлы зарубежных производителей: ACV, EnergyLogyc, Buderos Logano, Saturn, Ferolli и Viessmann. Среди отечественных компаний хорошо себя зарекомендовали Лотос и ТЭП-Холдинг.
Универсальные котлы ACV Delta Pro
Бельгийская компания ACV реализует модели линии Delta Prо S – двухконтурные котлы со встроенным бойлером. Мощность отопительных агрегатов составляет от 25 до 56 кВт.
Котлы Delta Prо S поставляются с горелкой на выбор покупателя – или моделью BMV1 для жидкого топлива или BG2000 для пропана и природного газа
Технико-эксплуатационные особенности:
- материал изготовления теплообменника – сталь;
- пенополиуретановая изоляция корпуса;
- работа на дизельном топливе или газе;
- панель управления с термометром, регулировочным термостатом.
Жидкотопливный котел «подстраивается» под сезон – предусмотрен переключатель «зима/лето».
КПД котлов Delta Prо S составляет 92,8%. Время нагрева воды для системы ГВС зависит от мощности установки и колеблется от 16 до 32 минут
Агрегаты EnergyLogyc – интеллектуальная автоматика
Котлы на отработанном масле американской компании EnergyLogyc отличаются от аналогов автоматизированными процессами настройки горелки и сжигания топлива.
В качестве горючего используются отработанное масло, дизтопливо, растительное масло или керосин.
В устройстве увеличен размер топки и сечение дымогарных труб – это позволяет эффективно использовать «отработку» и сокращает количество работ по чистке котла
Жидкотопливные агрегаты EnergyLogyc выпускаются в трех модификациях:
- EL-208В – мощность 58,3 кВт, потребление топлива – 5,3 л/ч,
- EL- 375В – производительность 109 кВт, расход горючего – 10,2 л/ч;
- EL-500В – тепловая мощность – 146 кВт, потребление топливного материала – 13,6 л/ч.
Максимальная температура теплоносителя в представленных моделях – 110°С, рабочее давление – 2 бар.
Котел EL-208В подходит для отопления помещений разного назначения: коттеджей, теплиц, автосервисов, производственных цехов, складов, частных домов и офисов
Buderos Logano – немецкое качество
Компания Buderos (Германия) выпускает дизельные котлы, форсунки, горелки и прочее оборудование, необходимое для эксплуатации отопительной системы. Диапазон мощностных характеристик агрегатов составляет 25-1200 кВт.
КПД жидкотопливных котлов Buderos составляет 92-96%. Оборудование работает в полностью автоматическом режиме, топливный материал – солярка. Теплообменник изготовлен из серого чугуна или стали
Котельные установки Buderos Logano производятся в двух сериях:
- Buderos Logano категории «G» – предназначены для частного использования, их мощность составляет 25-95 кВт;
- Buderos Logano категории «S» – оборудование промышленного назначения.
Агрегаты отличаются обтекаемым дизайном, удобной системой управления, встроенным шумоглушителем.
Бытовые котлы Buderos Logano поставляются со встроенными и отрегулированными горелками для дизтоплива. Устройство возможно доукомплектовать насосной группой, системой безопасности и расширительным баком
Котлы корейской фирмы Kiturami
Напольные двухконтурные котлы Kiturami серии Turbo предназначены для бытового использования. Мощность агрегатов 9-35 кВт.
Отличительные особенности модели:
- обеспечение отопления и горячего водоснабжения помещений до 300 кв.м;
- теплообменник котла изготовлен из высоколегированной стали;
- дополнительный теплообменник ГВС на 99% состоит из меди, что повышает эффективность обогрева;
- в качестве теплоносителя подходит антифриз и вода.
Отличительная черта моделей Turbo – наличие турбоциклонной горелки. Она функционирует по принципу турбированного двигателя автомобиля.
В специальной металлической плате за счет высокой температуры происходит вторичное сгорание. Это позволяет экономично расходовать топливо и сокращает выброс вредных веществ в атмосферу.
Работа Kiturami Turbo возможна в режимах: «Душ», «Сон», «Присутствие», «Работа/Проверка» и «Таймер». Панель управления вынесена переднюю сторону корпуса
Что собой представляют комбинированные котлы на газе и жидком топливе
Котлы, работающие на газе и жидком топливе – это всегда напольный котлоагрегат с чугунным теплообменником. По сути, это более универсальная конструкция стандартного газового атмосферного напольника, различие заключается лишь в съемной горелке. Для перевода котла на другой вид топлива необходимо сменить горелку. Благодаря простому внешнему креплению, производится это довольно просто, без разбора котла. Соответственно, горелки не входят в комплект поставки котла и подбираются отдельно.
На фото модель Viessmann Vitorond 100.
Для чего нужны и как применяются
Основными причинами выбора таких котлов смешанного типа являются:
- временное отсутствие рядом с домом газовой магистрали;
- наличие свободного, но не постоянного доступа к дизелю, мазуту, отработке или не постоянной возможности приобрести его за символическую цену (у с\х предприятий, автопарков и т.д.);
- экономия пространства в небольшой котельной.
Во-первых, абсолютно все модели не комплектуются горелками, их необходимо выбирать отдельно, исходя из мощности, вида топлива, характеристик и предпочтений касательно бренда. Стоимость газовых и жидкотопливных горелок бытовой мощности (до 100-150 кВт) в среднем 15-50 тыс. руб.
Во-вторых, если эффективность (КПД, расход) универсальных моделей «два в одном» в половине случаев еще может соответствовать эффективности однотопливных моделей, то за сравнимую цену можно приобрести два отдельных котла с гораздо большим функционалом. Это и более тонкие настройки, и программатор, и второй контур для подготовки ГВС, и выносные датчики температуры, прочие электронные режимы и функции.
В-третьих, небольшим бонусом в плане надежности двух однотопливных котлов является то, что при поломке одного, второй можно использовать в качестве резервного, не допуская охлаждения и замерзания системы.
Устройство и принцип работы
Устройство газово-дизельных котлоагрегатов на примере Viessmann Vitorond 200.
Особенностью таких котлов является более практичное крепление горелки, подразумевающее ее быстрый монтаж и демонтаж посредством резьбовых соединений. Газовые горелки, как правило, атмосферные, отличающиеся от стационарных лишь креплением. Жидкотопливные же горелки – наддувные. Дизель, мазут или керосин в них подаются под давлением и распыляются по всей камере сгорания.
Также жидкое топливо требует предварительного подогрева, который осуществляется непосредственно в горелочном устройстве, чем объясняются более ощутимые габариты горелки и необходимость пространстве перед котлом для ее установки. Некоторые модели такие, как Viessmann Vitorond, имеют несколько отличимую конструкцию теплообменника, где все стенки камеры сгорания – это полноценные секции теплообменника, что увеличивает КПД. Комбинированные газово-дизельные котлы исключительно энергозависимые, то есть требующие подключения к электросети.
В остальном принцип работы комбинированных котлов стандартный:
- Топливо распыляется по камере сгорания, поджигается и сгорает (либо сгорает сразу же на горелке в случае с газом).
- Стенки камеры сгорания, являющиеся теплообменником, нагреваются, отдавая тепловую энергию от сжигания топлива теплоносителю.
- Нагретый теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отопления дома.
Сборка и монтаж котла
Котел Бизон NL может поставляться в разобранном виде, складской комплектации, как на фото.
Горелка не входит в комплект котла и подбирается отдельно по таблице рекомендаций и после гидравлических испытаний смонтированной системы отопления в доме.
Воспроизведем, кратко, порядок сборки котла:
Проверьте комплектность котла и количество секций теплообменника(фото выше), а именно
- Сам котел это чугунный теплообменник и коробки с обшивкой панелью управления;
- Руководство;
- Книжка сервиса;
- Тех. Паспорт;
- Гарантийные бумаги;
- Чек (накладная).
На заранее подготовленное место в заранее оборудованной топочной комнате, установите корпус котла, он же, теплообменник в сборе.
Установите на котел электрическую панель управления;
Оберните (накройте) теплообменник кожухом текстильной стороной наружу;
Установите боковые стенки котла;
Установите верхнюю панель и заднюю панель, пропустив в отверстие электрические провода;
Важно! Для установки и настройки горелки котла пригласите сотрудника авторизированной сервисной компании
Критерии выбора устройства
Бытовые котлы на жидком топливе изготавливаются как европейскими, так и отечественными компаниями
Во время выбора следует обращать внимание на основные характеристики устройства. Нужно учитывать:
- мощность;
- цену;
- функциональность;
- наличие дополнительных функций.
Оптимальную мощность устройства должен рассчитывать специалист. Функциональность агрегатов проявляется в том, что одноконтурные модели направлены только на обогрев. Двухконтурные могут не только отапливать, но и подключаться к ГВС.
Цены на жидкотопливные приспособления разные. Дороже всех стоят модели немецкого производства, большинство из них относится к премиум классу. Средняя ценовая категория представлена устройствами из Кореи. Они имеют многоуровневую защиту и являются полностью автоматизированными. Самыми доступными являются модели отечественного производства.
Немаловажным фактором во время выбора отопительного прибора является сама марка производителя. Самой популярной является продукция следующих производителей:
- ГеККОН;
- 5Energy;
- Viessmann;
- De Dietrich;
- Navien;
- Kiturami.
Читать подробнее: корейский котел Китурами.
Котел Protherm марки Бизон NО
Эта модель напольного отопительного котла для промзданий, торговых площадей, тепловых узлов.
Модель укомплектована наддувными многофункциональными горелками, работающими на жидком (дизельном) топливе или газе. Выбирая тип горелки можно подобрать котлы мощностью от 70 кВт до 3,5 мВт. В линейке 26 модификаций. В комплект котла входит горелка для одного вида топлива.
- В конструкцию стального теплообменника используется технология трех газоходов, из-за чего достигается высокий уровень КПД. Рециркуляция дымовых газов позволяет обеспечить низкий выброс углекислого газа и NOx.
- Корпус модели Бизон NО имеет форму цилиндра и выполнен из прочной сертифицированной стали.
- Стальной теплообменник сварен при помощи двухстороннего автоматического шва. Это улучшает характеристики теплообменника.
- Камера сгорания имеет форму цилиндра. Поверхность камеры покрыта плотным изолирующим материалом и защищена кожухом.
- Блок подключения котла это интеллектуальный автоматический регулятор Kromschroeder, который обычно в комлект котла не входит.
Разновидности котлов на дизельном топливе
Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:
- дизельные котлы;
- универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
- конденсационные котлы на солярке;
- установки, сжигающие все виды отработанных масел.
Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант — обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.
Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.
Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:
- Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
- Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
- Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.
По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.
Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.
Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:
Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.
Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.
Газовый котел
Наиболее приемлемый и доступный вариант, легкий в обслуживании, не требует вмешательства в процесс горения, все контролирует автоматика, компактный, котлы с закрытой камерой горения устанавливаются в любом помещении, нет необходимости обустраивать дымоход и систему вентиляции.
Конденсационный котел имеет наибольший КПД за счет использования дополнительной энергии конденсации пара.
- Преимущества: автоматическая регулировка процесса горения, отвода продуктов горения, подачи топлива, маленькие габариты, высокий КПД, возможность отапливать большую площадь помещения, низкая стоимость газа, встроенная система нагрева горячей воды.
- Недостатки: обслуживается и устанавливается специалистами газовой службы, высокая стоимость работ по подключению к системе газопровода, разработки проектной документации, не работает при отсутствии электричества.
Где и как хранить топливо
Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом — это значит бензовозом. Самый маленький — на шасси «Газели», вместимость его цистерны — 1,3 м3. Следующий — шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.
Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.
Существуют полимерные топливные резервуары для размещения в грунте, они не подвержены коррозии, но не столь прочны, как стальные
Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости — стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.
Топливохранилище частного дома на 3 м3 в отапливаемом помещении — удобно и безопасно.
Требования к котельной на солярке
Есть универсальные требования к установке дизельной котельной под отопление. Правила касаются:
- котельной – т.е. помещения, в котором будет стоять котёл;
- норм, которые связаны с монтажом и эксплуатацией дизельного агрегата;
- правильного подключения дымоотводящей системы;
- соблюдения норм пожарной безопасности;
- норм экологии, которые указаны в СанПиН.
Как подобрать и установить емкость для дизтоплива?
Помимо этого, дизельный котёл должен быть:
- Автоматизированным – обеспечиваться контролем, автоматикой, подключаться к датчикам и термостатам, что обеспечивают работу в автономном режиме без постоянного надзора владельца.
- Безопасным – котёл должен подключаться в соответствии с правилами пожарной и экологической безопасности. Можно подключить котлы, насосы и датчики, которые соответствуют нормам Ростехнадзора и имеют сертификаты, что подтверждают проверку.
Помещение с дизкотлом должно соответствовать определённым нормам:
- Агрегаты мощностью до 60 кВт размещают во внутреннем помещении жилого дома и обязательно отделяют другие помещения перегородкой из негорючего материала. Системы от 60 до 350 кВт монтируются в котельной, которая организуется отдельно.
- В комнате с котлом делают проточно-вытяжную вентиляцию. Обязательно наличие окон с проветриванием.
- Стены и пол должны быть облицованы негорючими стройматериалами: керамической плиткой или штукатуркой. Потолок необходимо обшить гипсоволоконной плитой.
- Оконные проёмы в котельной должны быть определённой ширины, которую рассчитывают исходя из производительности отопительного оборудования.
Отдельно определяется категория котельного помещения промышленного типа (больше 60 кВт). По завершению монтажа приглашают специалиста МЧС, который классифицирует помещение по действующим правилам. Зачастую присваивают категорию пожарной безопасности «Г».
Виды жидкого топлива для котлов
В бытовых условиях в более, чем 80% случаев, в качестве жидкого топлива используется дизтопливо (солярка). Соответственно, сжигают его универсальные газово-дизельные котлы или специализированные дизельные котлоагрегаты. Помимо оптовой закупки, найти солярку по более низкой цене можно у с/х предприятий, трактористов, водителей грузовиков или автобусов.
Практически во всех инструкциях к котлоагрегатам производитель указывает требования к топливу, на 2021 год стандартом является топливо с вязкостью до 6 мм2/с при 20°C. В Европе это распространенное топливо для отопления частных домов под маркировкой EL DIN 51603, в России ближайшим его аналогом является стандарт Евро-4.
Из инструкции жидкотопливного De Dietrich NeOvo EcoNox.
Определить приблизительный расход котлом дизельного топлива проще всего, поскольку известно, что 1 литр горючего стандарта Евро-4 при сжигании в современном котле с КПД 90-95% выдает 1 кВт тепловой энергии (+-5%). В итоге потребление котлом дизельного топлива = Номинальная мощность котла (кВт) / 10 – это часовой расход при работе на максимальной мощности, на практике котел активен в среднем 1/3 часть суток.
Менее распространенными альтернативами дизельному топливу являются:
- Отработанное масло. Гораздо более дешевое, но практически столь же теплотворное горючее. Его можно приобретать за совершенно символическую цену у СТО и автомастерских, с/х предприятий, любого вида автопарков, заводов, ЖД депо. Однако исходная стоимость бытовых котлов, сжигающих отработку крайне высока (обычно от 100 и даже 150 тыс. руб.), а в виду низкой экологичности сырья, котлы нуждаются в регулярном обслуживании.
- Мазут. Более дорогой аналог отработки, в качестве горючего для отопления чаще всего используется мазут марки М100 и М40. Сжигается в отопительных котлах, работающих на отработанном масле, в бытовых масштабах экономически не оправдан.
- Светлое печное топливо. Аналог дизтоплива, но поскольку печное топливо не используется в автомобилях, такие требования, как температура помутнения, цетановое число и т.д. при его производстве не соблюдаются. В виду этого цена на него в среднем на 5% ниже – 43-46 тыс. руб./т., когда солярки – 45-49 тыс. руб./т.
- Керосин. Котлы, способные его сжигать, встречаются крайне редко, обычно это модели, работающие на отработке и мазуте. Имеет лишь на 5-8% большую теплотворность, но стоит в среднем 75-95 тыс. руб./т.
- Рапсовое масло. Альтернатива дизельному топливу, кратно дешевле по себестоимости. Однако дизельных котлов, работающих на рапсовом масле крайне мало, да и добыть сырье крайне трудно, если только вы не владеете рапсовым полем.
Подбор емкостей для хранения топлива
Организация пространства котельной с пластиковой емкостью для хранения топлива внутри помещения. Для хранения жидкого топлива, даже при котле самой малой мощности, необходимы специальные емкости. Они могут быть из стали, нержавейки или алюминия, но сегодня чаще всего используются пластиковые – прочные, легкие и устойчивые к перепадам температур в среднем от -50°C до +50°C. Согласно СНиП в котельном помещении допустимо размещение емкости объемом до 0,8 м3 (800 л), на расстоянии более 1 м от горелки. При большем объеме резервуар нужно выносить за глухую стену или на улицу.
При наружном хранении стоит учитывать необходимость в дополнительном насосе, характеристики штатного насоса обычно указаны в инструкции, на них стоит ориентироваться. Также внешнюю часть трубопровода нужно утеплить в соответствии с видом используемого топлива. Например, вязкость дизтоплива существенно изменяется при +5°C и ниже, а мазут застывает в среднем при +10°C.
Преимущества и недостатки
Основные достоинства жидкотопливных котлов:
- Универсальность. Агрегат можно использовать для обогрева жилых или производственных построек.
- Независимость от централизованного газоснабжения.
- Возможность автономной работы с дистанционным изменением параметров.
- Бесперебойное функционирование, поддерживаемое электроникой.
- Простота технического обслуживания и ремонта.
- Повышенный КПД, доходящий до 95%.
- Низкий уровень шума при работе.
- Возможность включения отопления в любое время года.
Простота технического обслуживания и повышенный КПД являются преимуществами.
Кроме того, ряд моделей может работать на природном газе (после замены горелки).
Недостатки оборудования:
- организация места для хранения горючего;
- повышенная стоимость котлов (по сравнению с установками на твердом топливе);
- увеличенные расходы на горючее;
- необходимость в электропитании;
- регулярная чистка топки от отложений.
Принцип действия и устройство
Жидкотопливные устройства работают по такому же принципу, как и газовые. Главное отличие заключается в применении форсунки (вентиляторной горелки). Котёл имеет следующие конструктивные элементы:
- общий корпус;
- горелка;
- блок управления;
- камера сгорания;
- дымоход;
- теплообменник.
В комплектацию входит также и насос, который отвечает за подачу топлива в специальный резервуар. Для улучшения эффективности некоторые производители комплектуют устройство пластинами теплообмена и дымоходными трубами.
Блок управления полностью автоматический. Корпус полностью теплоизолированный. Это повышает эффективность работы устройства, а также минимизирует теплопотери. Снаружи котёл обклеивается специальной плёнкой, которая остаётся холодной даже при нагреве агрегата, поэтому риск получить ожоги отсутствует.