Что такое тёплый пол
Тёплый пол (ТП) – одна из разновидностей отопительных систем, обеспечивающая прогрев нижнего перекрытия с последующей теплоотдачей обогреваемому пространству. Требует правильного устройства основания/плиты, утепления, гидроизоляции.
Система «тёплый пол» была задумана как альтернатива радиаторному отоплению, работающему по принципу теплового излучения и конвекции. Причём соотношение первого и второго фактора находится в пределах 80/20%. Но практика показала, что ТП на больших площадях рациональнее использовать как резервное отопление.
Причина в том, что для инициации процесса теплоотдачи в обогреваемое пространство тёплый пол сначала должен прогреть бетонную стяжку. На больших площадях это длительный процесс. Поэтому ТП эффективен только при постоянной длительной работе, без периодов включения-выключения.
К настоящему времени разработаны два вида тёплых полов, отличающихся конструкцией, технологией монтажа, перечнем используемых материалов и техническими характеристиками.
Водяной
Представляет собой контур с теплоносителем, подключённый к централизованной системе отопления здания. В автономных системах источником тепла выступает котел: газовый, электрический или твердотопливный. Разработаны несколько способов устройства водяного ТП, но все они работают по одному и тому же принципу:
- теплоноситель нагревает трубы;
- осуществляется передача тепла стяжке и напольному покрытию, и далее – воздуху в обогреваемом помещении.
Различают два вида водяного ТП:
В первом варианте трубы находятся в слое бетонной стяжки. Во втором – они уложены в пенополистирольных плитах со специальными углублениями или в коробах из деревянных досок. Но и эти конструкции также заливаются слоем бетонной стяжки.
Электрический
Электрический ТП лишён недостатков водяного: трудоёмкого и длительного монтажа. У него есть всего один «минус» – расходы на оплату электроэнергии. Главное преимущество заключается в отсутствии риска протечек воды и затопления соседей снизу.
Электрический ТП представляет собой гибкий мат, на котором смонтирован контур отопления, имеются выходы для присоединения к узлу управления и аналогичным элементам системы. Разработаны два вида этого оборудования:
- Кабельный. Основной элемент такой конструкции – электрический кабель, который может быть одножильным, двужильным и саморегулирующимся.
- Инфракрасный. В качестве источника тепла здесь выступает излучатель, гибкий или карбоновый стержневой, генерирующий волны в инфракрасном диапазоне.
Технология монтажа теплого электрического пола
Как сделать электрический теплый пол в гараже? Рассмотрим основные рабочие этапы.
Подготовка основания
Сначала необходимо изучить правила безопасности. После этого проводятся определенные мероприятия. Как правило, пол в гараже земляной, поэтому его предварительно необходимо утеплить, чтобы минимизировать тепловые потери.
Теплоизоляция
Если этим условием пренебречь, то потеря тепловой энергии достигнет тридцати процентов.
Для начала на грунтовом основании устраивается гравийная подушка, высота которой достигает двадцати пяти сантиметров. Гравий разравнивается и тщательно трамбуется. После этого по такому же принципу устраивается семисантиметровая подушка из песка. Сверху устраивается стяжка из бетонной смеси, которая заливается по арматурному каркасу.
Следующий этап – укладка теплоизоляционного материала. Он может быть разным, но в случае с гаражным полом специалисты рекомендуют использовать полистирольные листы либо пеноплекс. Толщина слоя может варьироваться от четырех до девяти сантиметров, и зависит это от климатических условий вашего района.
Верх теплоизоляционного слоя укрывается полиэтиленом. Заключительный шаг – заливка песчано-цементной стяжки. Поверхность ее должна получиться ровной, без резких перепадов по высоте. Устройство теплоизоляционного слоя закончено.
Монтаж нагревательных элементов
В этом случае соблюдается следующий алгоритм действий:
- размечаем места установки стеллажей и верстака для хранения запчастей и инструментов;
- от всех стен откладываем по 4 – 9 см;
- в месте установки терморегулятора делаем отметку, от нее вертикально проводим линию к поверхности пола. Как правило, устройство монтируется на тридцатисантиметровой высоте;
- по разметке штробим стену, устраиваем выемку под корпус терморегулятора;
- фиксируем коробку, подводим силовой кабель;
- на полу устраиваем сеточку из металлических прутьев;
- определяемся, с каким шагом будет выполняться укладка кабеля. Можно воспользоваться формулой: Шаг = (100 * П) / Д (см), в которой «П» – площадь обогреваемого пола, «Д» – длина электрокабеля;
- провод выкладывается «змейкой»;
- не рекомендуется сгибать кабель под острым углом или повреждать его;
- уложенный кабель фиксируется стяжками из пластикового материала.
Подключение
Охлажденный провод подводится к монтажной коробке, при этом муфта должна размещаться на полу.
От терморегуляторной коробки прокладывается гофрированная труба, диаметр которой около 1.7 см. ее подводят к месту обогрева на расстояние, не ниже 45 см, и лучше это сделать ближе к центру, среди образованных кабелем витков. Резкие изгибы на трубке не допускаются.
Один конец трубки заматывается изолентой и закрывается заглушкой, чтобы создать защиту от проникновения внутрь раствора.
Монтаж электрического теплого пола в гараже
Температурный датчик заводится в трубу почти полностью. Штроба замазывается штукатурным раствором.
Система подключается к источнику электрической энергии. Если ваших знаний для этого недостаточно, пригласите специалиста.
Заливка стяжки
Остается выполнить заливку стяжки теплого пола в гараже. Рекомендуется устроить равномерный слой толщиной не менее 50 мм. Для этого используем раствор, три части которого составляет песок, и одну – цементный материал. Для улучшения пластичности в смесь добавляются пластификаторы и фиброволокна. При желании готовую сухую смесь можно приобрести в магазине строительных материалов. Останется только заливать воду и замешивать раствор.
Как только стяжка высохнет, можно укладывать облицовочную плитку.
Как можно утеплить пол самостоятельно?
Если владелец принимает решение об утеплении пола в гараже с подвалом своими руками, следует учитывать некоторые особенности:
- Материал для теплоизоляции нужно класть по поверхности всего пола, также не следует забывать о напуске на каждую стену. Поверхность теплоизоляционного слоя должна быть ровной, образование складок на ней крайне нежелательно;
- Утеплитель нужно уложить внахлест и закрепить с помощью строительного скотча.
При наличии подвала в гараже, необходимо также утеплить и данное помещение. За счет утепления подвала, можно существенно сократить потери тепла в самом гараже. Особенно это касается гаража с погребом, где предполагается хранение продукции в зимнее время.
Схема устройства стяжки с утеплением
Рассмотрим, в каком порядке нужно выполнять работы по монтажу и утеплению пола:
- Формирование грунтовой подушки. Для этого слой грунта необходимо утрамбовать, его толщина должна составлять примерно 30-40 см;
- Укладка слоя песка толщиной около 10 см. Его также надо утрамбовать;
- Сделать черновой пол. Для этого необходима заливка бетона и армирование. После этого нужно дождаться высыхания бетона. Как правило, для этого достаточно 2-3 недель, в зависимости от погоды;
- На высохший бетон надо уложить слой гидроизоляции. Это может быть полиэтиленовая пленка;
- Укладка теплоизоляции, поверх которой снова сделать гидроизоляцию;
- Заливка окончательной бетонной стяжки. Ее толщина должна составлять около 5 см.
Больше информации можно получить из представленного видео.
Самым простым и современным способом утепления пола в гараже является утепление с помощью специальной теплоизолирующей краски. Так можно утеплить уже существующий бетонный пол. Перед проведением работ необходимо очистить пол от пыли и грязи.
Теплый пол в гараже своими руками
Последовательность операций при монтаже системы «теплый пол» выглядит так:
- Демонтируется существующее напольное покрытие.
- Добравшись до чернового пола, его ремонтируют, так чтобы поверхность оказалась ровной. Если основание повреждено сильно, поверх него следует уложить цементно-песчаную стяжку. Чтобы уменьшить теплопотери в грунт, можно добавить в раствор для стяжки утепляющие компоненты, например, керамзит, либо применить специальную готовую смесь для «теплой» стяжки, например, пенополистиролбетон.
- На выровненный черновой пол нужно настелить прочный теплоизолятор, способный выдержать вес автомобиля. Наилучшим образом для этой цели подходит экструдированный пенополистирол, который выпускается под различными марками, например, «Пеноплекс». Эту разновидность пенопласта ввиду ее прочности подстилают даже под дорожное полотно. Толщина плит должна быть не менее 30-ти мм, плотность — от 35 кг/куб. м. Швы между плитами следует проклеивать армированным скотчем. Правильнее всего укладывать утеплитель в два слоя, так чтобы швы одного перекрывались плитами другого (перевязка швов).
Для водяных теплых полов выпускаются специальные теплоизоляторы с креплениями, при помощи которых удобно фиксировать трубы.
Чтобы стяжка, которой будет залит нагревательный элемент теплого пола, могла свободно расширяться при нагреве, в зоне ее примыкания к стенам необходимо закрепить демпферную ленту.
- Поверх утеплителя настилается плотная полиэтиленовая пленка, которая будет выполнять функцию гидроизоляции.
- Если планируется применить водяной теплый пол, следующим слоем нужно настелить алюминиевую фольгу или тонкий фольгированный теплоизолятор. При устройстве электрического теплого пола применение фольги не допускается.
- Далее на специальных пластиковых бобышках укладывается сетка из тонкой арматуры с размерами ячейки 150х150 мм. Высота бобышек должна быть такой, чтобы сетка оказалась в нижнем слое стяжки. Толщина стяжки будет зависеть от вида теплого пола — об этом мы поговорим ниже.
- Приступаем к укладке нагревательного элемента. Если пол будет водяным, то контур делается из металлопластиковой трубы, которую укладывают «змейкой» либо в виде двойной спирали. К арматурной сетке труба крепится посредством пластиковых хомутиков.
Если пол будет электрическим, то сперва к арматурной сетке необходимо прикрепить специальную монтажную ленту, а затем уже к ней — резистивный кабель, используя имеющиеся на ленте фиксаторы.
Водяной пол змейка своими руками
Теперь необходимо выполнить все подключения и провести испытания теплого пола. Водяной контур подвергают опрессовке с давлением в 3 – 4 атм, которое выдерживают в течение нескольких часов. Электрическую систему достаточно просто включить, чтобы проверить целостность контактов. Если система оказалась работоспособной, можно переходить к следующему пункту.
- если пол водяной, то ее поверхность должна возвышаться над трубами на 30 – 150 мм. Оптимальная же толщина стяжки для этой разновидности теплого пола составляет 100 мм;
- для электрической системы устраивают стяжку толщиной в 50 мм.
В раствор следует добавить особые добавки — пластификаторы, которые позволяют избежать появления трещин при изменении температуры.
Стяжке необходимо дать время подсохнуть и затвердеть, на что обычно уходит около 28-ми дней. Только по прошествии этого периода можно включать «теплый пол», причем температуру его нужно поднимать как можно более плавно.
Завершающим слоем «пирога» выступает финишное напольное покрытие. Помимо достаточной прочности оно должно обладать хорошей теплопроводностью. Наилучшим образом этим требованиям соответствуют керамическая плитка и наливной пол. Керамогранит применять не рекомендуют, так как он проводит тепло хуже.
Внутрипольный подогрев – идеальное решение для частного дома. Теплый пол водяной своими руками – руководство по проведению монтажных работ.
Стяжка для водяного пола должна быть выполнена правильно, особенное внимание нужно уделить сушке бетона и его толщине. Со всеми тонкостями выполнения бетонной стяжки вы можете ознакомиться в этой статье
Оптимальная толщина наливного покрытия — от 3-х до 5-ти мм. С целью улучшения эстетических качеств его можно окрасить водоэмульсионной краской.
Если в качестве финишного покрытия была применена керамическая плитка, то подвергать пол максимальной нагрузке можно только через неделю после ее укладки.
Особенности технологии монтажа водяного теплого пола
Теперь изучим последовательность работ при монтаже водяной отопительной системы.
Подготовка основания
Если напольное покрытие в гараже имеется, его придется удалить. Поверхность чернового пола выравнивается, для чего в большинстве случаев заливают дополнительную стяжку.
Закончив этот этап, выполняется укладка теплоизоляционного материала, толщина которого должна быть не менее 30 мм. Рекомендуемая плотность утеплителя – 35 кг на метр. Лучше всего для этого подходя полистирол либо пеноплекс. Можно приобрести специальные утеплительные маты, снабженные фиксаторными устройствами.
Уложив утеплитель, по всему гаражному периметру прокладывается демпферная лента, предназначенная для компенсирования тепловых расширений стяжки.
Монтаж труб
Слой утеплительного материала укрывается полиэтиленом, на котором устраивается каркас из арматурной сеточки. По ней будет выполняться крепление труб отопительной системы. Выполняется это с помощью пластиковых хомутов. Компенсационные швы защищаются гофрированной трубой.
Монтаж водяного теплого пола в гараже
Контроль установки
В обязательном порядке проводится гидравлическое испытание. Создается давление в системе, равное 3 – 4 бар, в таком состоянии трубы находятся более одних суток. Если в процессе испытаний обнаружились проблемы в виде протечек, теплоноситель сливается, недочеты устраняются, после чего выполняется повторная проверка.
Заливка стяжки
После проведения испытаний заливается стяжка, высота которой должна быть больше уровня труб на 3 – 15 см. Чтобы добиться максимальной ровности, рекомендуется использовать маяки. Залитый пол оставляют в покое на месяц, чтобы бетон набрался прочности. В это время отопительная система не включается.
Как только бетон высохнет, обогрев включают, но температурный режим повышают постепенно. Готовый к эксплуатации пол можно сверху укрыть плиткой или иным материалом, пригодным для гаража.
Нужен ли в вашем гараже подогрев пола – решать только вам. Если кроме хранения техники в гараже выполняются различные работы, то отопление пола не помешает. Только следует сделать правильный выбор между водяной и электрической системой.
С точки зрения многих, теплый пол в гараже – это излишество и пустая трата денег. Тем не менее, заботливые хозяева автомобилей или прочего транспорта чудесно знают, как пагубно влияют на железных друзей перепады температур, сырость и холод. Коррозия, порча деталей и иногда даже прогнивание корпуса – все это возможные последствия несоблюдения температурного режима.
Ремонт может выльется в приличную сумму. С учетом, что в условиях сырости починка будет требоваться чаще, в итоге стоимость восстановления значительно ударить по семейному бюджету.
Какие инструменты и материалы понадобятся
Конструкция теплого пола напоминает слоеный пирог. Для его сооружения потребуются:
- песчано-цементная смесь;
- арматурная сетка толщиной 8-10 миллиметров, с ячейками 15х15 сантиметров;
- трубы и котел или электрокабель и инфракрасная пленка;
- набор пластиковых хомутов и подпорок для фиксации отопления;
- гидро- и теплоизолятор (плотная пленка, рубероид, армированная фольга и другие подобные материалы);
- покрытие чистового пола: дерево, плитка, окрашивание.
Рекомендуем: Как сделать жидкие обои своими руками: состав и способы приготовить самому в домашних условиях из бумаги, что входит, сколько это стоит, правильная методика, видео
Из инструментов необходимы: бетономешалка, уровень, маяки, правило и другой подручный инструмент. Желательно перед укладкой сделать чертеж разводки труб или проводов
Важно, чтобы машина не проезжала по местам укладки кабеля
Заливка стяжки
Для создания чистовой стяжки лучше всего подойдет специальный материал для теплых полов, имеющий максимальные показатели теплопроводности. Если возможности приобрести такую стяжку нет, можно просто залить пол бетоном или использовать наливные поверхности.
Независимо от используемого для заливки пола материала, нужно соблюдать несколько правил:
- Теплый пол можно запускать только после того, как стяжка окончательно застынет. Как правило, на это уходит около месяца.
- При желании на бетонную стяжку можно уложить плитку – она практически не влияет на теплопроводность напольного покрытия.
Произведя проверку уложенного электрического пола, можно приступать к непосредственной заливке стяжки, при этом толщина ее должна покрывать кабель минимум на пять сантиметров.
Уровень выдерживается по ранее установленным маякам и разравнивается правилом. На следующие сутки стяжка смачивается водой и укрывается пленкой.
Смачивание осуществляется на протяжении недели, а потом стяжка оставляется в покое на 29 дней. Именно такое время требуется для полной просушки основания. Только после этого можно включать электрический пол в работу.
Другие методы утепления
Помимо вышеперечисленных вариантов существуют и другие не менее известные. Часто автолюбители предпочитают делать в гараже тёплый электрический пол вместо водяного. Монтаж конструкции достаточно простой, пол будет быстро и равномерно прогреваться, однако эксплуатация не из дешёвых.
Способ укладки теплого пола.
Кроме того есть и другие плюсы:
- высокая степень защиты – в систему монтируются датчики, контролирующие температуру подогрева, в случае чего она отключается;
- длительный срок службы;
- нет надобности покупать котёл, запускать воду и прочее.
Не подходит такой вариант при высокой влажности в помещении и желающим сэкономить, поскольку электроэнергия будет потребляться в большом количестве.
Альтернативный вариант утепления пола гаража – керамзит. Теплоизолятор изготавливается путём спекания вспучивающихся глин с разными добавками, имеет вид гранул разных размеров и применяется как отдельный сыпучий материал, так и в качестве добавки к бетонному раствору.
К плюсам относятся:
- высокие теплоизолирующие свойства;
- стойкость к высоким температурам;
- экологичность;
- маленький вес;
- долговечность;
- низкая цена;
- наличие шумоподавляющего эффекта.
Ещё один относительно недорогой теплоизолятор – пенополистрирол. Утеплитель является универсальным, устойчив к влаге и плесени, хорошо поглощает шум, считается экологичным, а также прост в установке. Главные минусы – низкая механическая прочность и пожароопасность.
Как сделать пол в гараже.
При строительстве гаража для автомобиля в один прекрасный момент наступит такая задача, как устройство его пола. Непосредственно к полу гаража нужно отнестись обстоятельно. Во-первых, он должен выдержать условия эксплуатации в плане нагрузки на него от транспортного средства. Во-вторых, он должен противостоять разращению от возможного пролива на него автомобильных технических жидкостей.
Среди вариантов исполнения пола в гараже своими руками можно выделить 2 основных варианта: из бетона и из дерева. Последний вариант применяется крайне редко, так как дерево очень быстро разрушается под действием влаги и химических реагентов, сопутствующих эксплуатации автомобиля. Поэтому сегодня будем говорить о бетонном поле.
Итак, бетонный пол может быть выполнен как единая монолитная плита без покрытия или с покрытием (в виде керамической плитки или наливного полимерного покрытия ), каждый из которых имеет свои плюсы и недостатки. Не будем вдаваться глубоко в эти нюансы, лишь отметим, что керамическая плитка плохо противостоит ударам метрических предметов и может треснуть, тем самым ухудшив внешний вид и эксплуатационные качества пола, а голый бетонный пол большой поставщик пыли, к тому же он быстро вымазывается техническими жидкостями автомобиля. А вот, кстати, хорошие наливные полы, созданные для таких помещений как гараж, практический не имеют эксплуатационных недостатков, их главный минус это их цена.
Как сделать пол в гараже своими руками.
Но перейдем непосредственно к процессу самостоятельного создания пола в гараже.
1. Приступа непосредственно к работам по изготовлению бетонного пола в гараже, первым делом следует определиться с необходимостью его утепления, а также приобрести соответствующие материалы для его армирования и устройства:
- сварную металлическую стеку для армирования,
- цемент,
- песок и щебень.
Весьма полезна будет в данных работах и бетономешалка для механизированного приготовления смеси.
2. Задумайтесь над вопросом утепления пола. Последний нужно обязательно предусмотреть, если вы планируете делать «теплый» гараж или же если в вашем гараже присутствует подвал, где предусматривается хранение овощей и домашний заготовок.
Выполнить утепление можно как засыпными материалами: керамзит, шлак и т.п. так и более эффективными плитными материалами, например, такими как пенопласт.
3. Итак, приступаем к заливке пола. Она начинается с тщательной утрамбовки основания по грунту и укладки гидроизоляции. Замечу, что при выполнении пола по плитам перекрытия подвала гаража, на них необходимо также обязательно уложить гидроизоляцию. Далее, при необходимости, укладывается слой утеплителя. Если вы планируете выполнить его из пенопласта, то толщина последнего может варьироваться в пределах 50-100 мм, при этом пенопласт должен быть не ниже 35-ой марки.
Стоит отдельно отметить, что по периметру гаража на уровень чистого пола должен быть выполнен термо зазор между полом и стеной. Его выполнить можно из тех же плит пенопласта толщиной до 3 см.
4. Следующим этапом работ является укладка армирующей сетки с условием, что она будет возвышаться над поверхностью основания не менее 2 см. Для этого ее укладывают на специальные опоры. Все сегменты сеток обязательно связываем между собой вязальной проволокой или свариваем.
5. Далее приступаем к установке маяков, по которым будем ориентироваться в высоте заливки бетона. В качестве этих маяков могут выступать как специальные направляющие, так и старые металлические уголки, трубы и даже доски. Стоит только отметить, что установку маяков производим строго по уровню с небольшим уклоном в сторону дверей (нужно, чтобы избежать застаивания воды в гараже, которая будет стекать с мокрого или заснеженного авто в плохую погоду).
6. Непосредственно сам процесс заливки пола в гараже своими руками производится бетоном марки не ниже М-250. Начинать необходимо из наиболее удаленных от дверей сегментов с контролем высоты заливки по маякам при помощи правила. Завершив заливку, бетонному полу необходимо дать высохнуть и набрать прочность в течение трех недель.
Если в качестве финишного покрытия не планируется керамическая плитка и наливной пол, то через пару дней либо чуть позже, в зависимости от схватывания бетона, его можно затереть теркой, пока он не набрал окончательную прочность. Также после высыхания пола можно провести его шлифовку при помощи шлифовальной машины по бетону.
Что касается финишного покрытия в виде укладки плитки и заливки наливного пола, то такая работа производится после полного высыхания бетонного основания по технологическим картам и инструкциям производителей данных материалов.
Плюсы и минусы тёплого пола в гараже
Прежде чем решиться на монтаж тёплого пола в гараже, нужно тщательно оценить все «за» и «против» этого мероприятия. Рассуждая логически, плюсы и минусы необходимо искать, применительно к конкретной ситуации. ТП в гараже, расположенном в южном регионе с минимумом снежных осадков и минусовых температур, будет иметь совершенно другие показатели эффективности, чем та же конструкция в Сибири или северной климатической зоне.
Главный недостаток ТП в гараже
После того как замёрзшая машина заедет в гараж с ТП, начнётся процесс таяния снега и стекания грязи. Любой автомобиль имеет полости, поверхности которых недоступны для обработки антикоррозийными составами. Но эти отверстия вполне проницаемы для влажного воздуха.
Под воздействием нагрева снизу вода начнёт испаряться и конденсироваться на всё еще холодных деталях авто. Пока ТП прогреет днище и прочие металлические элементы машины, влага успеет оказать свое пагубное воздействие. По этой причине многие автовладельцы уверены в том, что для обогрева гаража лучший вариант – тепловые конвекторы и качественная приточно-вытяжная вентиляция.
Что такое натоп
Существует такое понятие, как «натоп». Он представляет собой прогрев стен, перекрытий и других поверхностей помещения. Только после этого начинает стабильно повышаться температура воздуха, и интенсивность натопа снижается. При подсчёте требуемой мощности ТП обязательно учитывают теплоёмкость материалов, из которых возведены стены и перекрытия.
Другие минусы ТП в гараже
При непродуманном устройстве ТП в гараже возможны и другие неприятности:
- Вода, стекающая с машины и от растаявшего снега, будет подтекать к металлическим воротам, за которыми минусовая температура.
- С внешней стороны ворот неизбежен нарост изморози.
- Металлические детали ворот и калитки могут примерзать друг к другу.
- Испарившаяся влага, находящаяся в воздухе, будет конденсироваться на холодных элементах конструкции гаража, образуя оледенение.
Преимущества
Преимуществ у тёплого пола в гараже несравнимо больше, чем недостатков
- Стабильное поддержание положительной температуры.
- Большая площадь теплоотдачи, что повышает эффективность обогрева.
- Равномерное распределение тепла.
- Экономия расходов на электричество при монтаже водяного пола.
- Возможность дистанционного управления, при условии монтажа соответствующей автоматики.
Требования
Прежде чем приступить к монтажным работам, составляют схему ТП. На её основании определяют требуемое количество материалов, рассчитывают мощность системы отопления. При её проектировании учитывают требования, предъявляемые к устройству тёплого пола и используемым материалам.
Водяные полы:
- Нагревательный контур должен отстоять от стен не менее, чем на 15 см.
- Согласно СНиП 41-01-2003, п. 6.5.12, температура ТП для помещений с временным нахождением людей не должна превышать 31°С, с постоянным присутствием человека – 25°С.
- Согласно СП 41-102-98, перепад температур на разных участках отопительной системы не должен превышать 10°С.
- Согласно СП 41-102-98 п. 3.5 а, предельно допустимая температура теплоносителя – 55°С.
- Поверхность, на которую укладывают ТП, должна быть ровной. Допустимы перепады в пределах 5 мм. В противном случае высок риск «завоздушивания» труб.
- До заливки стяжки по периметру помещения, вокруг колонн и других возвышающихся над нижним перекрытием элементов необходимо проложить демпферную ленту.
- В целях предотвращения утечки тепла по направлению к грунту или в нижнее помещение укладывают слой теплоизоляции. Оптимальный выбор – фольгированные материалы толщиной 5-10 мм.
- Рекомендуется использовать любой из двух способов укладки петель: «одиночный змеевик» или «спиральная». В первом варианте распределение температуры поверхности пола будет неравномерным. Такой способ оптимален для локального обогрева какого-либо пространства гаража (например, в месте стоянки авто).
- Монтаж труб должен осуществляться согласно разметке, нанесённой на теплоизолятор. Для выполнения задачи используют якорные скобы, которые крепят с шагом 30-40 см.
- При заливке стяжки давление в трубах должно соответствовать 0,3 Мпа.
Электрические полы:
- Нагревательные элементы укладывают на расстоянии не менее 5 см от мебели, стояков централизованной системы отопления, бытовой и иной техники.
- Для максимальной эффективности системы ТП, нагревательными элементами должно быть охвачено не менее 70% площади помещения.
- Блок управления размещают не ниже 90 см от пола.
Укладка теплого пола на антифризе
Недостаток водяного пола в достаточно высокой температуре замерзания теплового носителя. Если зимой помещение регулярно не протапливать и не сливать воду из труб, возможно их промерзание и повреждение. Решается проблема заливкой в систему антифриза. В зависимости от добавок, его температура замерзания – от -65 до -30 °С.
Укладка покрытия ничем не отличается от работ для обычного водяного пола. Такая система требует установки более производительного насоса, чтобы жидкость беспрепятственно циркулировала. Вместо воды заливают антифриз. Жидкость делают на основе двух веществ: этиленгликоля или пропиленгликоля. Второй более дорогой.
Монтаж теплого пола на антифризе стоит дороже, чем водный аналог. Требуется выбор более дорогостоящего оборудования, но система окупится «дешевым», в сравнении с другими типами, отоплением.
Плюсы и минусы теплого пола в гараже
Организация теплого пола в гараже обеспечивает немало преимуществ:
- создание оптимальных условий для содержания автомобилей, хранения инструментов, материалов;
- комфорт пользователей независимо от длительности пребывания в гараже;
- возможность установки системы своими руками;
- низкие энергозатраты при наличии другого источника тепла или качественного утепления строения.
Основной недостаток теплого пола – затраты на работу системы. Если его можно подключить к горячему водоснабжению, то такой проблемы нет.
Еще один возможный недостаток – риск промерзания ворот. Такое происходит из-за образования конденсата на них в результате разницы температур внутри гаража и снаружи. Ситуация усугубляется тающим и стекающим с машины снегом. Проблему можно решить организацией небольшого уклона к воротам и дренажа.
Остальные минусы связаны непосредственно с установкой теплого пола:
расходы на материалы;
может потребоваться демонтаж старого покрытия;
важно правильно рассчитать толщину теплого пола в гараже, чтобы поверхность достаточно прогревалась, но не проседала под тяжестью автомобиля.
Замечание! В тепле коррозия развивается еще активнее
Чтобы этого не произошло, важно обеспечить хорошую вентиляцию в гараже
Оборудование водяного пола
Водяной теплый пол, как и электрический, создают на основе черновой стяжки. Если пол уже есть, то снимают его верхний слой, убирают мусор и выравнивают поверхность. Для пола данного типа выполняют следующие работы:
- Установка гидроизоляционного слоя из рулонного материала. Предпочтителен рубероид с промазкой швов битумной мастикой, но можно заменить плотной пленкой.
- Организация теплоизоляции. Так как нагрузка на пол высокая, то берут тонкие материалы. Используют фольгирующий слой, укладывая его глянцевой стороной наверх, чтобы тепло от труб возвращалось в помещение, а не уходило вниз.
- На пластиковых подпорках ставят обрешетку для укрепления и профилактики растрескивания стяжки. Оптимальная высота – 3-4 сантиметра над уровнем изоляции.
- Хомутами подвязываются трубы. Возможна их разводка по схеме «улитка» или «змейка», можно сделать 1 или 2 контура.
- Подключение к котлу, установка насоса при необходимости. Заполнение системы водой и тестовый запуск.
- Заливка стяжки слоем от 5 сантиметров. Рекомендованная толщина – 10-12 сантиметров.
- Создание чистового пола.
При разводке труб минимальное расстояние от стен – 20 сантиметров. Не стоит заводить их под шкафы и стеллажи. До начала работ делают чертеж будущей системы.